ОТ КОНЯ ДО САМОЛЕТА Мой прадедушка - Щербаков Константин Спиридонович - родился 6 августа 1910 г. в казачьей семье в небольшом городе Актюбинске. По традиции, как только он сделал первые шаги, отец посадил мальчика на коня. Казаков недаром называли «степными кентаврами», потому что с рождения и до смерти конь помогал им во всех земных делах: в поле, степи и на войне. Мой прадед с детских лет полюбил верховую езду, даже без седла он выезжал в степь и скакал за многие сотни километров, развивая нешуточные скорости. Именно тогда у него родилась мечта о преодолении огромных пространств по земле или по небу. Поэтому, когда ему исполнилось 17 лет, он решил поступить в Воронежское летное училище и научиться управлять железной птицей, способной преодолевать расстояния неподвластные коню. По окончании училища он стал летчиком, но не простым летчиком, а летчиком дальней авиации. На самых современных самолетах того времени летчики дальней авиации в труднейших условиях над тайгой, пустынями и горами могли беспосадочно пролетать более 6 тысяч километров. И мой прадед, служа на Дальнем Востоке в городе Благовещенске, налетал сотни тысяч километров, выполняя гражданские задания. С началом Великой Отечественной войны мой прадед пересел на бомбардировщик и стал командиром 9 бомбардировочного полка. Прадедушка был участником первых налетов на Берлин летом и осенью 1941 года, практически в первые месяцы войны. За это он был награжден орденом Ленина и Красного Знамени. Вот как описывает событие участник одного из таких полетов: "В ночь на 7 августа 1941 года самолеты с полным грузом едва оторвались от земли и, не теряя ни одной минуты, взяли курс на Берлин. Им не приходилось считаться с опасностью полета над морем или выбирать безопасный курс над территорией противника. Высота являлась их единственным средством защиты от зениток и истребителей. Немцы не ожидали такой дерзости, и, будучи замеченными, наши самолеты в первом полете не были даже обстреляны до конца бомбежки. Во время подхода к цели сигналами с земли их спрашивали: кто они и куда летят? Иногда, считая, что это сбились с пути свои, немцы им предлагали сесть на один из ближайших аэродромов. Обманутые руководителем Германии Гитлером, начавшим войну с нашей страной, они верили, что "с востока опасности нет". Наблюдательные посты в Германии предполагали что угодно, кроме возможного налета советских самолетов. Фашисты в эти дни еще рвались к Ленинграду, Москве, Ростову и думали, что они уже близки к цели. А в это время советские самолеты летели на высоте до 7000 м, чтобы сбросить бомбы на вражеское логово". Мой прадед - Константин Щербаков - прошел всю войну, а затем участвовал в войне с японскими захватчиками. За проявленные мужество и героизм он был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды и другими правительственными наградами. Имея огромный опыт летчика дальней авиации, уже после войны, он был приглашен в Болгарию, где стал основателем и первым руководителем авиакомпании "Табсо" (позднее "Балкан", теперь компания носит название «Болгарские авиалинии"). Имя моего прадеда Константина Спиридоновича Щербакова внесено в "Бессмертный полк" участников Великой Отечественной войны.